Синология.Ру

Тематический раздел


Конфликт поколений в современном китайском кинематографе

 
Связанные с модернизацией изменения в современном китайском обществе не могли не затронуть семейные отношения, в первую очередь отношения родителей и детей. Создание семьи и продолжение рода всегда считалось в Китае одной из главных целей жизни человека. В традиционном обществе отношения между родителями и детьми четко регламентировались конфуцианской моралью (см. Конфуцианство). На протяжении более чем двух тысячелетий существования конфуцианства, каждый китаец буквально с молоком матери впитывал обязанность быть почтительным к родителям, проявление «сыновней почтительности» (сяо, см. Сяо ти) было одним из важнейших социальных устоев. Традиционно, китайские семьи были большими – до десяти и более человек, ведь страна была в основном аграрной, и для выживания семье требовались работники-мужчины; кроме того, жизнь семьи определял патриархальный «культ предков».
 
Политика «одна семья – один ребенок», провозглашенная в 1979 году,  изменила эту ситуацию. Переход от традиционно-патриархальной семьи к эгалитарному (супружескому) типу семьи значительно изменил отношения между детьми и их родителями. Центром семьи стал ребенок. Многие пары не могут себе позволить завести второго ребенка, поэтому ребенок окружается атмосферой чрезмерной заботы, его всячески балуют. Пока малыш растет – он «царь и Бог» как для родителей, так и для бабушек и дедушек, все в семье делается во имя его – деньги тратятся в основном на него, либо, наоборот, экономятся для него. Многие родители готовы сделать все, чтобы их ребенок чувствовал себя комфортно.
 
Эта тема одна из самых острых и бурно обсуждаемых в современном китайском обществе. И, конечно же, искусство не могло обойти вниманием столь животрепещущий вопрос, этой теме посвящены многие художественные произведения. Чэнь Кайгэ в своем фильме «Вместе» рассказывает нам очень трогательную историю любви отца и сына. Отец уверен, что его сын очень одарен и станет великим музыкантом. Он делает все для того, чтобы его сын занимался музыкой.
 
Но эта проблема имеет и другую сторону медали. Дети, выросшие в таких условиях, часто эгоистичны и избалованны. Например, в фильме «Вернуться домой» (реж. Чжан Ян, 2007) главный герой встречается с женщиной, которая рассказывает ему историю своей жизни. Она нищенствует, сдает кровь за вознаграждение, перебивается случайными заработками, чтобы ее сын имел возможность учиться в университете. При этом сын стесняется ее, просит, чтобы она больше не приходила. Женщина не испытывает обиду, она говорит, что она понимает его: «Он студент, у него блестящее будущее… А я собираю мусор. Он стесняется, я понимаю». Главный герой возражает: «Это не правильно. Даже профессор должен помнить своих родителей. Ты поддерживаешь его». Женщина же оправдывает сына: «Его папа умер, когда он был ребенком. Наша жизнь была не проста». В фильме «Счастье на час» (реж. Чжан Имоу) мы видим пухлого, избалованного  ребенка, которому мать не отказывает ни в чем.
 
Конфликт поколений тлеет в китайском обществе так же, как и в западном. Он очевиден в таких повседневных вещах, как мода и музыка, он проявляется в политических течениях. Потенциал конфликта между китайскими родителями и детьми, возможно, даже больший, чем на Западе, так как Китай находится в стадии быстрого пересмотра ценностей.
 
Новое поколение выросло совершенно в отличных условиях, имеет совершенно другую систему ценностей и взгляд на жизнь. Некоторые исследователи называют молодое поколение – поколением ку (酷). Корни этого названия лежат в сленге современной китайской молодежи. Этим словом и иероглифом, имеющим значение «жестокий», китайская молодежь транскрибирует английское слово cool («классный», «прикольный») [3, с. 358]. Основной отличительной чертой этого поколения, по мнению исследователя Р.Л. Мура, является небывалый доселе индивидуализм, который молодые люди противопоставляют коллективизму своих родителей.
 
Конфликтность отношений между поколениями на современном этапе связана с тем, что далеко не все традиционные ценности и поведенческие стереотипы отражают современные реалии, однако они продолжают существовать в жизни старших поколений, и навязываются молодым традиционной системой семейного воспитания [2, с. 110].
 
Фильм «Подсолнух» – семейная сага, повествующая о взаимоотношениях отца и сына в течении более чем 30 лет. Мы становимся свидетелями развития сложных отношений, которые постоянно находятся на гране конфликта. Сын мечется между любовью и ненавистью к отцу. Отец пытается контролировать сына, решать за него его судьбу. Ему трудно смириться с тем, что сын вырос в совершенно другой культурной ситуации. Под влиянием модернизации у китайцев проявляется тенденция возрастания индивидуализма, самостоятельности, ослаблению почтительного отношения к старшим. Все это демонстрирует главный герой фильма. Сын даже позволяет себе такие высказывания как: «Да, ты мой отец, но ты никогда не был хорошим отцом». В традиционном китайском обществе подобные высказывания были немыслимы.
 
Еще один фильм, касающийся данной проблематики – «Шанхайские мечты», рассказывающий нам историю конфликта 19-летней девушки Цинхун, которая хочет остаться в своем родном городе, где она выросла, и ее отца Лао У, который мечтает вернуться в Шанхай, который он когда-то покинул. Отец пытается контролировать дочь во всем, требует полного послушания и подчинения. Провожает и встречает ее до школы, выбрасывает подарок, который ей подарил  молодой человек. Подстраивает встречу с этим молодым человеком в бане и говорит ему, что Цинхун его не любит, просто не может ему об этом сказать, что у этих отношений нет будущего, т.к. они находятся на разных социальных ступенях. Девушка пытается бунтовать против своего отца (например, сбегает к подруге), но отец все же полностью подавляет ее желания и стремления. С ним контрастируют родители Сяочжэн, подруги Цинхун. Они понимающие, принимают ее у себя дома, затем просят ее отца, чтобы он ее не ругал и был с ней помягче. О том же, говорит и ее мать, но отец непреклонен. Также он совершенно не обращает внимания на то, что его дети не хотят переезжать в Шанхай.
 
Необходимо отметить, что как в фильме «Подсолнух», так и в «Шанхайских мечтах» отцы делают все это только ради детей, считая, что поступают им во благо. В «Шанхайских мечтах» отец лелеет мысль о возвращении в Шанхай для того, чтобы найти более высокооплачиваемую работу, чтобы обеспечить надлежащее образование для своих детей. В фильме «Улица у дамбы» мать главной героини так же, как и отцы в предыдущих двух картинах, стремится контролировать дочь и решать за нее, что встречает бурное сопротивление со стороны дочери. В этих фильмах дети теперь не просто слепые исполнители воли родителей, они хотят сами планировать и строить свою жизнь.
 
Интересно, что основой сюжета часто становятся взаимоотношения ребенка не с матерью, а с отцом. Продиктовано, это, на мой взгляд, традиционным распределением ролей в семье. До сих пор в Китае отец остается главой семьи (хотя эту функцию активно опротестовывают китайские женщины).
 
Еще один фильм «Мой отец и я» рассказывает нам о взаимоотношениях отца и дочери. Это история обретения и потери отца. Рассказ ведется от первого лица – девушки Сяо Ю. Мать главной героини погибает и появляется отец, которого она до этих пор никогда не видела. Это история молодой девушки, которая пытается найти свое место в этой жизни. Настороженное отношение к отцу, который фактически является чужым ей человеком, постепенно сменяется более нежными чувствами. Но отца сажают в тюрьму, и девушка опять остается одна. Она поступает в университет, как того хотел ее отец и налаживает свою жизнь, начинает встречаться с молодым человеком. В этот момент снова появляется отец. Сначала, Сяо Ю не хочет иметь ничего общего с этим человеком, она говорит ему: «Какое отношение ты имеешь ко мне? Ты приходил всего один раз!» Но постепенно их отношения снова налаживаются. Но когда отец выступает против того, чтобы она жила гражданским браком со своим молодым человеком и уезжала с ним в Шанхай, девушка не слушает его и делает по- своему. Это еще один пример увеличения самостоятельности и независимости китайских молодых людей. Через два года она возвращается. Она беременна и отец очень ее поддерживает. После рождения внука, он заботится о ребенке, пытается заработать деньги. Но в результате несчастного случая он становится инвалидом. Сяо Ю остается одна с ребенком на руках и отцом-паралитиком. Она кормит его с ложечки и говорит: «Я хотела ненавидеть его, но не могла». Через некоторое время отец умирает. Фильм заканчивается тем, что она вместе со своим ребенком и новым мужем приходит на кладбище, где ее отец и мать похоронены рядом. Она говорит, что любит и благодарна им обоим.
 
В целом, однако, можно сказать, что в китайском кино конфликт между родителями и детьми разрешается благополучно. Родители и дети находят взаимопонимание, хотя часто разрешение конфликта окрашено печальными нотками: либо становится слишком поздно, как в фильме «Баня»  или «Мой отец и я», когда отец умирает, либо герои просто учатся мириться с убеждениями друг друга.
 
Налицо также и определенный вызов старшему поколению, проявляющийся в одежде, прическах, музыке, танцах и т.д. В фильме «Шанхайские мечты» учитель с ножницами в руках стоит на входе в школу и проверяет внешний вид учеников, «выхватывая» тех, кто, по его мнению, одет неподобающе. Он спрашивает у молодого человека, одетого в желто-черные брюки-клеш: «Что это за брюки? Дай, я посмотрю» и пытается их расстричь. В фильме «Мир» главный герой с иронией говорит своему знакомому, у которого в ухе серьга: «Привет, Малыш, совсем взрослый стал. Серьги нацепил». Он отвечает: «Это модно». На что герой говорит: «Телевизор много смотришь, вот и крышу снесло».
 
Картины современных китайских режиссеровкасаются и еще одной немаловажной проблемы. В Китае возникла ситуация, когда с каждым годом пожилых людей становится все больше. В этой связи обостряются проблемы, связанные с пожилыми людьми, такие как одиночество, потерянность, их социальная незащищенность и др. Основные причины обострения этих проблем – изменение характера отношений между детьми и родителями, противоречие между традиционной системой ценностей (обязательства семьи перед стариками) с реальными социально-экономическими условиями.
 
В современном Китае традиция уважения и ухода за пожилыми людьми теряет свою культурную основу. В настоящее время уважение старших превратилось из социальной нормы в поведенческий стереотип. В отношениях престарелых родителей и их взрослых детей в современном Китае все больший акцент делается на материальные аспекты, все меньше внимания уделяется душевному состоянию пожилых людей.
 
Следует отметить, что большинство пожилых людей, вне зависимости от состояния их физического и психического здоровья, сталкиваются с такими социальными проблемами как одиночество, изоляция, скука, связанными с изменением социальной роли. Чувство страха в значительной мере обусловлено переживаниями, связанными с нарушением традиционной системы норм и этических принципов, разрушением идеалов и привычного образа жизни. Ситуация, когда родители единственного ребенка в возрасте 50–60 лет, после его вступления в брак оставались одни, была редкостью в традиционном Китае. Сегодня таких семей много. Более того, появились люди, остающиеся одинокими после смерти одного из супругов или развода. Проблема одиночества – беспрецедентный социальный феномен для Китая [1, с. 72].
 
Все это показано в фильме «Подсолнух». Престарелый отец главного героя после развода с его матерью живет один в районе, который предназначен под снос. Рядом с ним живет еще один старик, его бывший друг. Его дети давно выросли и уехали. Его смерть так бы и осталась незамеченной, если бы по соседству не жил отец главного героя. Единственным развлечением этих двоих стариков является игра в мацзян.
 
Фильм «Баня» посвящен взаимоотношениям отца и сына, который уехал в другой город и очень редко навещает своего отца. Герой там женился, но отец так до сих пор не знаком с женой сына. Отец содержит баню и живет вместе со своим младшим умственно отсталым сыном. Старший сын приезжает в Пекин только потому, что считает, что отец умер. Когда младший брат по вине старшего теряется, между старшем сыном и отцом ними происходит следующий диалог:
 
Отец: Я иду искать своего сына. Ты здесь не нужен, уезжай. Возвращайся в свой чертов Чэньчжэн… Хоть скажи какого черта ты вообще приехал?
Сын: Я приехал повидать тебя.
Отец: Ты приехал посмотреть, не умер ли я. Я знаю, что ты не уважаешь ни меня самого, ни дело, которым я занимаюсь. Но я счастлив. Ты хочешь заниматься большими делами. Ну так поезжай… Я уже потерял одного сына, не дай потерять вас обоих.
 
Мы видим, что основной причиной их конфликта является разные жизненные ориентиры и взгляды на жизнь.
 
Итак, мы видим, что традиционная схема отношений родителей с их детьми в современном китайском обществе  по сравнению с традиционным обществом сильно изменилась, что нашло отражение в современном китайском кинематографе. Основными темами стали конфликт между поколениями, рождение так называемого феномена «маленьких императоров», а также одиночество и ненужность пожилых людей в современном китайском обществе – проблемы, ранее не существовавшие.
 
Литература
  1. Почагина О.В. Социокультурные и социопсихологические аспекты старения населения в КНР // Проблемы дальнего востока. № 3, 2003.
  2. Почагина О.В. Китайская молодежь: отношение к семье и браку // Проблемы Дальнего Востока. № 6, 2003.  
  3. Moore R.L. Generation ku: individualism and Chinese millennial youth // Ethnology.  Vol. 44 no. 4, Fall 2005.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 426-429.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.